АКЦЕНТ

АКЦЕНТ
, 1) выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения. Традиционное учение о метрике и ритмике причисляет к а-м также выделение сильного времени фраз, мотивов и подразделений мотивов, которое приходится всегда на начало такта, его середину или, вообще, на сильный момент какой либо тактовой части (так называемый грамматический или метрический, регулярный, "позитивный" а.). Однако, причисление таких ударений к а-м может только запутать предмет, так как они не представляют собой экстраординарного усиления, а являются лишь естественным следствием постоянно сменяющихся усилений и ослаблений (crescendo и diminuendo), которые вообще образуют простейшую основу музыкальной выразительности. Настоящими а-ми можно назвать лишь те специальные, экстраординарные усиления, которые нарушают естественный ход динамического развития (срв. Динамика и Метрика), а иногда даже идут совершенно в разрез с ним, почему композитор обыкновенно обозначает их особыми знаками (sf, >, V). Особенно важен и часто встречается начальный а. – выделение первой ноты фразы или мотива; он отчетливо выясняет тематическое построение; однако слишком часто повторяющееся применение его там, где композитор этого не требует, производит отталкивающее, докучливое впечатление. Некоторые ритмические образования (в особенности синкопические предъемы тонов, полное гармоническое действие которых наступает только со вступлением следующего сильного времени) требуют акцентуации (ритмический а.); подобно этому должны быть выделены более сложные гармонии, выдающиеся диссонансы и модуляционные ноты (гармонический а.); наконец часто приходится усиливать наиболее выдающиеся пункты (гребни, Spitzen) мелодии, хотя бы, по своему положению в такте, они и не совпадали с высшими пунктами динамического развития (мелодический а.). Гораздо свободней динамический контраст образований, не связанных между собою тесным единством построения (наиболее яркие образцы чего можно видеть в оркестровой музыке); как непосредственное проявление творческой фантазии, он почти не поддается никакой классификации и регламентации. Как бы отрицательным акцентом можно назвать появление (на высшем пункте постепенно нарастающего crescendo) внезапного piano, вместо ожидаемого maximum'a силы, – средство, могучее действие которого любил применять Бетховен. – 2) Ныне устаревшее украшение, приблизительно соответствующее нашему форшлагу и прежде изображавшееся особыми знаками. А. обозначался различным образом; он исполнялся так, что ноте, перед которой стоял знак А-a, предпосылалась ее верхняя или нижняя секунда (при чем от данной гаммы зависело, взять ли эту секунду большой или малой): В быстром движении и при мелких нотах следующая нота теряла половину своей длительности, при более и долгих нотах – она теряла меньше. Георг Муффат в предисловии к Plorilegium II различает предшествующий (а. b.) и последующий (с. d.) a. следующим образом: К сожалению y композиторов нет однообразия в употреблении этих знаков; один понимает их так, другой иначе, и названия a., chute, port de voix употребляются, как равнозначащее. Срв. также Аспирация. – 3) А-ы уже часто пытались рассматривать и передавать, как музыкальные ноты, в особенности а-ы древнееврейского языка (срв. Антон и Бек). – 4) Акцентуация псалмов и пр. была во всяком случае родом нотного письма (конечно, в таком же ограниченном смысле, как и невмы, происшедшие, по-видимому, от греческих акцентов), – она довольствовалась только приблизительной передачей тонов и потому могла служить пособием лишь для тех, кто уже усвоил себе мелодию при помощи устной передачи. Легко видеть, что три греческих акцента, уже по одному своему буквальному значению, являются первичными элементами, из которых развилось письмо невмами 1) ' oxytonon: повышение голоca=virga ; 2)` barytonon: понижение голоса=punctus Jacens и 3) или или perispomenon: волнообразное движение голоса = plica). Срв. Невмы.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АКЦЕНТ" в других словарях:

  • акцент — а, м. accent m. < ,лат. accentus. 1. грам., стих. Ударение в слове, знак ударения. Сл. 18. Употреблял остроумный тот стихотворец <Овидий> в стихах своих не иные, как только те за долгие слоги, на которых акцент стоит. Лом. АСС 7 11.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АКЦЕНТ — (лат. accentus, от ad к, cantus пение). 1) особенность народа или лица в произношении слов, так называемый выговор. 2) ударение в словах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКЦЕНТ 1) особенности… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Акцент — Акцент. Иногда акцентом по русски называют ударение, но этонеправильный галлицизм, потому что русское заимствованное слово акцентсобственно имеет совсем другое значение. Каждый иностранец, говоряпо русски, придает своему русскому выговору… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • акцент — См …   Словарь синонимов

  • акцент — (Accent)     Акцент от лат. accentus – ударение. То же, что и диакритика [надстрочный или подстрочный знак]. К примеру ç, à, ò, é, Å. Точка, акцент (Dot, Dot accent, Overdot, Underdot)     Один из надстрочных (Overdot) или подстрочных (Underdot)… …   Шрифтовая терминология

  • акцент — делается • действие, пассив на ся акцент переносится • пассив на ся, перемещение / передача акцент сделать • действие делать акцент • действие расставлять акценты • действие сделать акцент • действие сместить акценты • перемещение / передача …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Акцент — музыкальный есть ударение, падающее на так называемые сильныемоменты такта. При синкопах акцент переносится с сильного времени наслабое. Музык. и акценты ставятся на первую часть такта; при четномразмере акценты падают на нечетные части такта,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • АКЦЕНТ — АКЦЕНТ, акцента, муж. (лат. accentus). 1. То же, что ударение (грам.). || Знак ударения (грам., тип.). 2. Своеобразный выговор, свойственный говорящему на чужом языке или на чужом диалекте. Говорить по русски с немецким акцентом. Он говорит по… …   Толковый словарь Ушакова

  • Акцент — (от лат. accentus (ad+cantus)). Слово А. употребляется в трех совершенно различных значениях:         1. иногда в частности следуя немецкому значению слова Akzent, термин А. понимается как «ударение» (см. Акцентуация);         2. под А. разумеют… …   Литературная энциклопедия

  • АКЦЕНТ — (от латинского accentus ударение), 1) особенности произношения, свойственные говорящему не на своем родном языке. 2) Смотри ударение. 3) Знак, которым отмечается ударение. 4) (Музыкальное) выделение звука или созвучия главным образом усилением… …   Современная энциклопедия

  • АКЦЕНТ — (от лат. accentus ударение) 1) см. ударение.2) Особенности произношения, свойственные говорящему не на своем родном языке.3) Знак, которым отмечается ударение.4) В музыке выделение, подчеркивание звука или аккорда путем его динамического усиления …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»